Если взять эффективную рекламу, как своеобразную модальность, в сущности, объектом рекламы как таковой является счастье. Нам рекламируют «счастье», которое мы можем купить, перед этим хорошо поработав. Вся жизнь человека проходит в просмотре этой рекламы. Мы видим бесконечную череду радужных объектов, каждый из которых представляет собой дверь с вывеской, на которой светится надпись «счастье». Когда сопутствует успех, нам удается пройти в эту дверь. Несколько секунд мы радуемся, полагая, что «счастье» пришло. Однако, оглядевшись в новом «помещении», мы вдруг видим, что там — такая же улица с чередой таких же дверей. И мы снова и снова покупаемся на этот трюк, радуемся, когда удается приблизиться к очередной двери, огорчаемся, если дверь закрыта, проживаем две секунды счастья, когда проходим в дверь, полагая, что именно здесь скрывается то, что мы искали.
Не так давно мне посчастливилось стать свидетелем реализации одного интересного проекта. Компания-заказчик предложила одной перспективной и творческой группе людей осуществить солидный проект с весьма приличным бюджетом. Специально ради такого дела «творческой группой» был нанят модный идеолог, основной целью которого была разработка безупречного тех. задания. Если опустить все концептуальные шоры, весь текст этого Т.З. можно свести примерно к таким пунктам:
Если в этом мире нет ничего кроме ощущений, легко понять, чего добивается Гуру PR-менеджмента. Он вселяет в людей ощущение убежденности в том, что они получают именно то, чего ждут. Сам «товар» они могут так никогда и не увидеть. Главное, чтобы их не покидала уверенность, что счастье рядом. Еще немного, еще чуть-чуть, мы доделаем «это», здесь поработаем, доплатим, и уже завтра настанет счастье. А завтрашний день, как неуловимый горизонт времени, в итоге отодвигается на завтра снова и снова.
Ни в коем случае я не хочу сказать, что вера как таковая слепа. Просто она не имеет ничего общего с поклонением и фанатизмом. И если человек поощряет поклонение своему образу, скорей всего он спекулирует вашими самыми светлыми чувствами ради собственной угоды, потому что таков его способ прохождения через очередную дверь в мире бесконечных дверей с вывеской «счастье».